Загрузить PDF PDF

РЕЗОЛЮЦИЯ
Первой Всероссийской конференции
«Закупки в оборонно-промышленном комплексе»

Москва, 21 ноября 2013 г.

КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОВЕДЕНА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ:

  • Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации;
  • Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации;
  • Министерство обороны Российской Федерации;
  • Министерство экономического развития Российской Федерации;
  • Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ);
  • Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка);
  • Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой);
  • Счетная палата Российской Федерации;
  • Федеральная антимонопольная служба;
  • Федеральная служба по тарифам;
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

В КОНФЕРЕНЦИИ УЧАСТВОВАЛИ:

247 участников от 142 предприятий и организаций. В том числе:

Органы власти:

  • Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации;
  • Комитет Государственной Думы по обороне;
  • Министерство обороны Российской Федерации;
  • Министерство экономического развития Российской Федерации;
  • Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ);
  • Счетная палата;
  • Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка);
  • Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой);
  • Федеральная антимонопольная служба;
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор);
  • Министерство инвестиций и инноваций Московской области.

Общее число участников: 36 участников от 11 структур.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса:

  • «35 СРЗ»
  • «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»
  • ГБУ 46-й Центральный научно-исследовательский институт Минобороны РФ
  • ЗАО «Галактика Центр»
  • ЗАО «НПЦ «Аквамарин»
  • Концерн «Моринформсистема-Агат»
  • Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
  • Межгосударственная корпорация развития
  • ОАО «Агропром»
  • ОАО «Адмиралтейские верфи»
  • ОАО «Воронежское Акционерное Самолетостроительное Общество» (ОАО «ВАСО»)
  • ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол»
  • ОАО «КМКБ «Алмаз»
  • ОАО «Концерн «НПО «Аврора»
  • ОАО «Концерн «Созвездие»
  • ОАО «Корпорация «Комета»
  • ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
  • ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
  • ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
  • ОАО «Мотовилихинские заводы»
  • ОАО «Научно-исследовательский институт систем связи и управления»
  • ОАО «НПК «Уралвагонзавод»
  • ОАО «ОКБ «Пеленг»
  • ОАО «ПСЗ «Янтарь»
  • ОАО «Радиофизика»
  • ОАО «Саранский телевизионный завод»
  • ОАО «СПМБМ «Малахит»
  • ОАО «Средне-невский судостроительный завод»
  • ОАО «Уралтрансмаш»
  • ОАО «ЦКБ МТ «Рубин»
  • ОАО «ЦКБА»
  • ОАО «ЦС «Звездочка»
  • ОАО «Атомтехэнерго»
  • ОАО «Вертолеты России»
  • ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей»
  • ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта»
  • ОАО «Казанский вертолетный завод»
  • ОАО «Калужский турбинный завод»
  • ОАО «Концерн «РТИ Системы»
  • ОАО «Научно-исследовательский институт точных приборов»
  • ОАО «НПО «Высокоточные комплексы»
  • ОАО «Оборонстрой»
  • ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»
  • ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»
  • ОАО «ПО «Севмаш»
  • ОАО «Пролетарский завод»
  • ОАО «СПО «Арктика»
  • ОАО «ФНПЦ «НИИ прикладной химии»
  • ОАО Дубненский машиностроительный завод им. Н.П. Федорова
  • ОАО Завод «Красное Сормово»
  • ОАО институт «УралНИИАС»
  • ОАО Радиотехнический институт им. академика А.Л. Минца
  • Омское производственное объединение «Радиозавод им. А.С. Попова»
  • ООО «Винета»
  • ООО «Высоковакуумная вентиляция»
  • ООО «Инструментально-механический завод»
  • ООО «ТД «Звезда-Стрела»
  • ООО «ОМЗ-Спецсталь»
  • СРЗ «Нерпа»
  • ФГБУ науки «Институт прикладной физики Российской академии наук» ( ИПФ РАН)
  • ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»
  • ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева»
  • ФГУП «НИИ «Квант»
  • Холдинг «Швабе»

Общее число участников: 112 участников от 64 предприятий и организаций.
Прочие предприятия и организации:

  • «Независимая газета»
  • «Ростелеком»
  • Юридическая компания VEGAS LEX
  • Ассоциация менеджеров
  • Высшая школа экономики
  • Газета «Век»
  • ГК Курган-Балт
  • Государственный университет управления
  • Группа компаний «Энергосервис»
  • Журнала «Защита и безопасность»
  • ЗАО «Интегратор»
  • ЗАО «Комплексные энергетические системы»
  • ЗАО «Кремний-Маркетинг»
  • ЗАО «Оборонторг»
  • ЗАО «Препрег-СКМ»
  • ЗАО «ФПГ Энергоконтракт»
  • ЗАО «Центр по экономическим классификациям»
  • ИА «Оружие России»
  • ИД «А4»
  • ИД «МЦФЭР»
  • Информационное агентство «Интерфакс»
  • ИТАР-ТАСС
  • ИЭ РАН
  • Консалтинговый групп «НЭО Центр»
  • Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)
  • Московский институт стали и сплавов
  • Невьянский машиностроительный завод
  • Независимое военное обозрение
  • НИУ «Высшая школа экономики»
  • НП «НАИЗ»
  • НП «Национальная Гильдия Профессиональных Консультантов»
  • НП «ЭНЕРГОСТРОЙ»
  • ОАО «Равенство»
  • ОАО «Россети»
  • ОАО «Русская кабельная компания»
  • ОАО «Тамбовский завод «Октябрь»
  • ООО « Совтест-Сервис»
  • ООО «Автодор-Закупки»
  • ООО «АКД-К»
  • ООО «Аудиторская компания «Премиум»
  • ООО «БАЛТСТАЛЬ»
  • ООО «Группа СТАН»
  • ООО «ДемонтажСтройИнжиниринг» (ГК КрашМаш)
  • ООО «Мирка Рус»
  • ООО «ПРОМКАДЕТ»
  • ООО «Радиотесткомплект»
  • ООО «Синапс-Мск»
  • ООО «Стиль Оптик» (Новосибирск)
  • ООО «Тендеры.ру»
  • ООО «Технологии охраны здоровья»
  • ООО «Тройка»
  • ООО «Фабрикант-Сервис»
  • ООО «Эдисофт»
  • ООО НПО «Квант-Т»
  • РБК daily
  • Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
  • РИА «Новости»
  • Росинформбюро
  • СОАО «Русский Страховой Центр»
  • Торгово-промышленная палата
  • Торговый портал Fabrikant.ru
  • ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования» (ИРДПО)
  • ФГБУН «Институт экономики РАН»
  • Федеральная Палата сферы безопасности
  • Физ. лицо
  • Центр развития ГЧП
  • Центр отраслевых исследований Института США и Канады РАН

Общее число участников: 99 участников от 67 предприятий и организаций.

УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ ОБСУДИЛИ:

  1. Значение закупочной деятельности для реализация программы вооружений и модернизации оборонно-промышленного комплекса.
  2. Задачи, стоящие перед предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса в области организации системы закупок и ее совершенствования.
  3. Опыт закупочной деятельности в условиях существующей нормативно-правовой базы, регулирующей закупки ОПК.
  4. Проблемы реализации Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  5. Опыт закупочной деятельности предприятий из других отраслей и его применимость для предприятий ОПК
  6. Зарубежный опыт применения контрактной системы для оборонного заказа.
  7. Ключевые проблемы закупок в оборонно-промышленном комплексе и способы их решения.
  8. Направления совершенствования системы закупок в оборонно-промышленном комплексе.
  9. Первоочередные меры по совершенствованию законодательной, методической и организационной базы закупок ОПК.

УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ ОТМЕТИЛИ:

  1. Задача модернизации оборонно-промышленного комплекса требует модернизации системы управления закупками ОПК.
  2. Сложившаяся система регулирования закупок в оборонно-промышленном комплексе не учитывает в полной мере специфики работы оборонных предприятий, что приводит к возникновению проблем и рисков, не характерных для других отраслей.

Во-первых, централизованное формирование гособоронзаказа и трехуровневое законодательное регулирование закупок для его исполнения.

Все предприятия и организации оборонно-промышленного комплекса являются исполнителями государственного оборонного заказа, который формируется централизованно и утверждается Правительством Российской Федерации, что не характерно для других отраслей. Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон №275-ФЗ).

Государственные заказчики размещают заказ и осуществляют отбор исполнителей в соответствии с законом регулирующим закупки для государственных и муниципальных нужд. С 1 января 2014 года таким законом становится Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). Этот закон предусматривает ряд особенностей при закупках в целях обеспечения обороны и безопасности страны, но не синхронизирован с законом «О государственном оборонном заказе». Примеры противоречий между Законами №275-ФЗ и №44-ФЗ, выявленные участниками конференции, приведены в приложении.

Подавляющее большинство закупок, которые проводят предприятия ОПК – головные исполнители и исполнители гособоронзаказа, осуществляется и, будет осуществляться, не по Закону №44-ФЗ, а в соответствии с Федеральным законом от 8.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ). При разработке Закона №223-ФЗ особенности работы оборонных предприятий не учитывались.

Последовательное выполнение всех трех изначально не согласованных законов приводит к существенному увеличению сроков и росту накладных расходов на закупку продукции, необоснованных с точки зрения достижения результата, но необходимых для соблюдения всех норм упомянутых выше законов. Кроме того, исполнение несинхронизированных и вследствие этого избыточных процедур дискредитирует верную идею применения конкурентных закупок для повышения эффективности деятельности предприятий.

Такая ситуация приводит к снижению эффективности расходования средств на выполнение гособоронзаказа и создает риск срыва сроков его исполнения, может оказать отрицательное влияние на качество конечной продукции в связи с несоответствием фактических параметров закупаемой на конкурсной основе продукции декларируемым.

Модернизация системы законодательного регулирования закупок оборонно-промышленного комплекса требует скоординированной работы различных органов исполнительной и законодательной власти, профессионального и экспертного сообществ. Акцент должен быть смещен с идеи «проведение всеми множества процедур закупки» на «синхронизированное планирование закупок во всей цепочке «заказчик – поставщик – исполнитель». Цель – оставить проведение конкурентных процедур, предусмотренных  Законами №223-ФЗ и №44-ФЗ только в тех случаях, где конкуренция целесообразна экономически и проведение конкурентных процедур на стадии выбора поставщика обусловлено полезностью. Также необходима системная работа по упорядочению применения системы классификаторов в различных нормативных, правовых и методических актах, выпускаемых различными ведомствами. Координатором такой работы может стать Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации, как постоянно действующий орган, осуществляющий организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам.

Во-вторых, необходимость обеспечения баланса открытости и безопасности закупок.

Закупки предприятия ОПК должны удовлетворять одновременно двум требованиям: а) максимальной открытости и прозрачности информации о закупках, б) защиты государственной тайны.

Закон №223-ФЗ является основным законом, регулирующим закупочную деятельность предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса при размещении ими заказов. Этот закон требует обеспечения гласности и прозрачности закупок. Закон предусматривает возможность не размещать на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке. Однако предприятия выражают обеспокоенность тем, что вынуждены публиковать в открытых источниках информацию о закупках, каждая из которых по отдельности не содержит сведений о государственной тайне, но по совокупности эти закупки раскрывают состав изделия, порядок и стоимость его изготовления, что может привести к нарушению Федерального закона от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» и нанести ущерб безопасности страны.

Для защиты государственной тайны может быть использована предусмотренная законом возможность не публиковать на официальном сайте сведения о закупках, по которым принято решение Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2012 г. №591 утвержден Порядок подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте. Порядок предусматривает участие в подготовке и согласовании таких актов различных федеральных органов исполнительной власти.

Применение предусмотренного законом механизма для своевременного обеспечения безопасности закупок, требует скоординированной работы предприятий ОПК и федеральных органов исполнительной власти. Эффективность этой работы может быть существенно повышена при координирующем участии Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

В-третьих, необходимость обеспечения баланса между открытой конкуренцией поставщиков и устойчивыми кооперационными связями.

Изделия, выпускаемые головными исполнителями оборонного заказа, как правило, являются результатом многоуровневой кооперации большого числа исполнителей. В случае сложных изделий число таких исполнителей может насчитывать сотни и даже тысячи. Применение конкурсов, аукционов и других конкурентных процедур закупок для выбора исполнителя на каждом уровне кооперации требует временных затрат, которые не позволят выдержать сроки, предусмотренные гособоронзаказом. Кроме того, во многих случаях исполнители являются безальтернативными в силу задания специальных требований к продукции проектом или исторически сложившейся структурой отрасли. В результате предприятия ОПК существенно увеличивают объем закупок у единственного поставщика, так как иной возможности существующим законодательством не предусмотрено.

Стандартный подход контролирующих органов к правилам закупок, опирающийся на представление о конкуренции, как об универсальном инструменте повышения эффективности расходования бюджетных средств и борьбы с коррупцией, вынуждает предприятия ОПК затрачивать значительные ресурсы на обоснование необходимости заключения договоров со своими поставщиками, включенными в производственные цепочки. Как следствие: возрастают накладные расходы, которые ложатся на стоимость готовой продукции, сокращается время на выполнение гособоронзаказа.

С другой стороны отсутствие ясных правил закупок, отражающих специфику ОПК, позволяет недобросовестным заказчикам всех уровней списывать на «специфику» свои неквалифицированные и недобросовестные действия, что мешает реализовать мощный потенциал повышения эффективности, заложенный в регламентации закупок.
Для разработки правил закупок, способных эффективно работать на исполнение задач, стоящих перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса, необходимы:

  1. политическая воля руководства, которая может быть выражена в решениях Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации;
  2. инициатива предприятий, экспертного сообщества, по совершенствованию законодательного и нормативно-методического обеспечения закупочной деятельности ОПК, организатором и координатором которой может стать Национальная ассоциация институтов закупок.
  1. Для решения задач модернизации оборонно-промышленного комплекса необходима модернизация системы закупок: не набор законов, регулирующих закупки отдельных предприятий, а система управления закупками оборонно-промышленного комплекса, как единой сложно организованной структуры, главная задача которой - своевременное, качественное, эффективное выполнение государственного оборонного заказа.

Такая система должна базироваться на сочетании традиционных и инновационных организационных подходов.

Такая система должна предусматривать:

  • долгосрочное планирование закупочной деятельности, ориентированное на создание оптимальных условий для реализации гособоронзаказа;
  • сочетание централизованного планирования и управления и рыночных механизмов;
  • оценку результатов закупок не по степени их открытости и конкурентности, а по своевременности и качеству выполнения гособоронзаказа, конкурентоспособности на мировом рынке продукции, выпускаемой предприятиями ОПК;
  • сквозное распределение ответственности и полномочий на всех этапах закупок в ходе выполнения гособоронзаказа;
  • контроль за осуществлением хода закупок не по процессу, а по целям и результатам каждого этапа;
  • контроль за осуществлением закупок, независимый от ответственных за ход закупок, включая ведомственный, общественный и экспертный контроль;
  • смещение акцента при контроле закупок и оценке действий менеджмента предприятий от исключительно внешних формальных показателей (% закупки по конкурсу, % закупки по аукциону, % закупки у единственного поставщика») к комплексному анализу (с учетом таких факторов как, например, «обоснованность закупок у единственного поставщика», «обоснованность ценообразования»)
  • сквозной подход к ценообразованию и управлению ценами;
  • сочетание централизованных и децентрализованных закупок;
  • возможность закупки не только продукции, но также решений и целевых эффектов;
  • возможность обоснованного заключения контрактов жизненного цикла;
  • возможность выстраивания цепочек поставок и управления ими;
  • возможность выстраивания долгосрочных партнерских отношений между всеми участникам выполнения гособоронзаказа, включая: организации, представляющие фундаментальную науку, отраслевые институты и конструкторские бюро, предприятия ОПК, их поставщиков и подрядчиков;
  • роль генеральных конструкторов в гособоронзаказе;
  • реализацию социальных функций предприятий, являющихся градообразующими;
  • использование преимуществ научно-производственных кластеров;
  • использование механизмов государственно-частного партнерства;
  • использование методов, обеспечивающих взаимовыгодное, а не навязанное, привлечение к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • использование механизмов управления рынком поставщиков и подрядчиков, стимулирование локализации передовых технологий на территории страны, разработки и производства инновационной продукции;
  • правильный учет закупок по долгосрочным договорам, заключенным изначально конкурентно (с целью избежать искусственно полученного высокого процента якобы неконкурентных закупок, на самом деле явившихся следствием исполнения таких долгосрочных договоров);

Предприятиями и организациям оборонно-промышленного комплекса, других отраслей, научным и экспертным сообществами накоплен достаточный опыт для создания системы закупок, адекватной задачам модернизации оборонно-промышленного комплекса. Для осуществления этой работы необходимы организационные механизмы, во-первых, для обобщения и анализа накопленного опыта, формирования на его основе конкретных предложений, задач и планов действий, во-вторых, для реализации сформированных предложений на государственном уровне. Первый механизм может быть создан на базе Национальной ассоциации институтов закупок, как межотраслевой ассоциации, представляющей позицию наиболее активной и компетентной части и всех субъектов закупочной деятельности. Для реализации второго механизма необходимо создание при Военно-промышленной комиссии рабочей группы по модернизации системы закупок в оборонно-промышленном комплексе с включением в ее состав представителей профессионального и экспертного сообществ.

  1. Для повышения эффективности закупок в условиях действия существующих законов и подзаконных актов, а так же для перехода без ущерба для работы предприятий и организаций ОПК на осуществление закупок после вступления в силу Федерального закона о контрактной системе необходимо решить следующие ключевые задачи:
  • более полно отразить отмеченную выше специфику закупок оборонной продукции для государственных нужд в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
  • внести изменения в Федеральный закон 223-ФЗ с тем, чтобы обеспечить более гибкий процесс принятия решения о непубликации информации о тех или иных закупках, нежели имеется сейчас – вплоть до уполномочивания заказчиков принимать такие решения в случаях, подпадающих под нормы законодательства о коммерческой тайне, нормы законодательства о секретах производства, противоречия между нормами 223-ФЗ и законодательством о безопасности предприятий и т.д.;
  • исправить Федеральный закон №223-ФЗ в части очевидных ошибок в нормах о размещении информации, приводящих к большому количеству непродуктивной работы, а также создающих риски заказчику (формальная необходимость при неконкурентных закупках размещать как извещение о закупке, так и документацию о закупке в том же объеме, что и в конкурентных закупках; необходимость размещать в извещении и документации о закупке такие трудно прогнозируемые наперед параметры, например, как «место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки» без возможности их изменения; размещение всех без исключения протоколов, составляемых в ходе закупки и т.д.);
  • внести изменения в Федеральный закон №223-ФЗ с тем, чтобы обеспечить защиту законных интересов предприятий ОПК в части коммерческой тайны для предотвращения утечки информации, в том числе сведений о ноу-хау, технологиях и секретах производства, а также в части защиты прав интеллектуальной собственности организаций;
  • внести в проект Постановления Правительства РФ «Об установлении дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг» понятие определяющее квалификацию на основании соответствующих профессиональных стандартов в соответствии с предложениями участников конференции;
  • разработать программу и организовать подготовку и повышение квалификации специалистов, работающих по гособоронзаказу;
  • выработать механизмы управления стоимостью изделия учитывающие, что значительный объем закупок проводится  в условиях  кооперационных связей;
  • разработать модели взаимоотношений с поставщиками оптимальные для разных случаев;
  • при подготовке нормативных актов по гособоронзаказу учесть практику формирования цены контракта, складывающуюся в ходе закупок на электронных торговых площадках;
  • обратить особое внимание на недопустимость осуществления государственных закупок продукции по гособоронзаказу, надлежащим образом не поставленных на вооружение (снабжение);
  • запретить закупку продукции, не соответствующую военным государственным стандартам.

УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ РЕШИЛИ:

  1. Поручить Национальной ассоциации институтов закупок обратиться в Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации с предложением о создании при Военно-промышленной комиссии рабочей группы по модернизации системы закупок в оборонно-промышленном комплексе с включением в ее состав представителей профессионального и экспертного сообществ.
  2. Поручить Национальной ассоциации институтов закупок организовать работу по формированию предложений по совершенствованию законодательного и нормативно-методического обеспечения закупочной деятельности ОПК для рабочей группы по модернизации системы закупок в оборонно-промышленном  комплексе при Военно-промышленной комиссии.
  3. Провести в 2014 году Вторую Всероссийскую конференцию «Закупки в оборонно-промышленном комплексе».

РЕЗОЛЮЦИЯ ПРИНЯТА:

Подавляющим числом голосов при одном «против» и одном воздержавшемся.

ОТ ИМЕНИ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ:

Заместитель Председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ _________________ О. И. Бочкарев
Генеральный директор НП «НАИЗ» _________________ С. В. Габестро
Директор департамента управления закупочной деятельностью ОАО «ОСК», председатель комитета по закупкам в оборонно-промышленном комплексе НП «НАИЗ» _________________ Т. В. Липницкий